Экзамен - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении несколько лет изучения предмета в школе. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение профессионализма учителя, поэтому подготовку к итоговой аттестации учащихся учитель должен начинать с себя. Я изучаю все нормативно-правовые, инструктивные, рекомендательные документы.
Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом своего труда считаю успешность выпускников на ГИА. Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ГИА.
Начинать подготовку учащихся к ГИА необходимо как можно раньше. Учитель, как предметник, может и должен делать это с 6 класса и на протяжении последующих лет работы в данном классе. Эта подготовка требует от учителя и ученика полной выкладки, это конечно титанический труд. Чтобы ученик успешно сдал экзамен, учитель должен вдохновить его своей неутомимостью и применением многочисленного ряда форм и методов работы по подготовке к итоговой аттестации.
Например:
1. Накопление в кабинетах дидактического, наглядного, раздаточного материала.
2. Широкое информирование учащихся о порядке проведения ГИА, содержании КИМ, заполнении бланков и т. д.
3. Оформление в кабинетах информационного стенда и папки для учащихся и их родителей с материалами по подготовке к ГИА.
4. Организация подготовки учащихся к ГИА на уроках через включение тестовых заданий, задач открытого банка заданий; проведение контрольных работ в формате ГИА.
5. Организация практикумов по заполнению бланков регистрации и бланков ответов №1 и №2.
6. Организация тестирования учащихся в формате ГИА
7. Выступление на родительских собраниях в 9 классе с целью информирования родителей о порядке проведения итоговой аттестации, о результатах тестирования учащихся класса, проведения разъяснительной работы по созданию благоприятной домашней обстановки в период подготовки и проведения ГИА.
8. Ведение диагностики и мониторинга по результатам мероприятий, проводимых по подготовке учащихся к ГИА .
9. Проведение бесед с учащимися с целью оказания психологической помощи в процессе подготовки и проведения ГИА.
Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность выпускника в сдаче государственной (итоговой) аттестации. Поддерживать обучающегося – значит верить в него.
По своей сути ГИА является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость учащихся является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ГИА.
Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ГИА.
Широкое использование систем тестового контроля не только позволяет подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но является несомненным подспорьем на уроках информатики. Такие тесты могут носить не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.
В сентябре в 9 классе провожу диагностический тест за курс 6-8 классов, который позволяет выявить проблемы в разных областях. На основании чего мною разрабатываются программы дополнительных занятий.
Провожу индивидуальные и групповые консультации после уроков, в строго определённое время. Они охватывают как сильных учащихся, с которыми разбираем задания повышенной сложности, так и слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки. Каждое задание из тестов ГИА анализируется, дается необходимая теоретическая база для решения того или иного задания, а также предлагаются тестовые варианты из ГИА, чтобы закрепить тему. В ходе подготовки к ГИА ученики, под моим руководством, повторяют основы информатики. Тестируя учеников, указываю, на какие разделы основ теории по информатике следует обратить дополнительное внимание и где взять материал для изучения. Рекомендую материал для самостоятельной работы, комментирую наиболее сложные и непонятные разделы. После дополнительной теоретической работы с использованием лекций перехожу к тренингам учеников. В практической работе показываю, как оптимально решить тесты по ГИА, какие типовые ошибки допускают ученики. Учащиеся выполняют практические задания на каждом занятии.
Итак, основной метод моей подготовки учащихся к ГИА – решение типовых и тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.
|