«Система педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»
“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности;
каждый день они заново придумывают свою жизнь.
Они любят экспериментировать,
и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом”.
(П.Вайнцвайг)
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.
Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.
Я хочу рассказать о системе педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
В особой группе выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Вторая группа детей – дети с узким кругозором, недостаточным запасом знаний и представлений об окружающем мире, имеющие слабость произвольной регуляции поведения, коммуникативные трудности, низкий уровень пространственно-временных представлений, недостатки познавательной деятельности, недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, эгоизм, пессимизм; заниженная или завышенная самооценка). Эти недостатки в структуре нарушений часто выступают как вторичные и характерны для всех проблемных детей.
Начну с первой группы – группы одарённых детей.
Сегодня каждая общеобразовательная школа должна выявлять талантливых детей и создавать творческую среду для их самореализации, учить находить нестандартные решения, проявлять инициативность, творчески мыслить, быть субъектом обучения. Выпускник, обладающий такими навыками, сможет жить и профессионально работать в высокотехнологичном и конкурентном мире.
Одаренные дети – будущее России. Они обеспечат модернизацию экономики и инновационное развитие страны.
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.
В школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению начинается с начальной школы, продолжается весь период обучения и строится в двух направлениях:
1) через учебный процесс и внеурочную деятельность;
2) по интересам самих учащихся.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь «искру», вызвать неподдельный интерес к происходящему в начальных классах и удержать этот интерес до окончания школы? И решение приходит само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, можно прийти к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из учеников.
На уроках не просто работают над созданием благожелательной творческой атмосферы, а нужно постоянно обращаться к субъективному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности.
Урок – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.
Поэтому на уроках необходимо:
*ставить цель и организовывать ее достижение, уметь ее пояснить;
*организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
*задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
*выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (через текстовые и графические редакторы, презентации);
Одарённые дети обладают отличной памятью в сочетании с языковым развитием и способностью к классификации, что помогает такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
Перейду ко второй группе детей: детям с узким кругозором и недостаточным запасом знаний.
Учебный процесс, целью которого является работа с детьми с особыми образовательными потребностями, должен носить личностно-деятельностный подход.
Для таких детей также предусмотрено множество возможностей для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению школьников. .
Учащимся предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных проблемных ситуаций и наблюдений. Я думаю, секрет успеха в том, что такие ситуации привносят разнообразие в традиционную форму общения на уроке «учитель-ученик» и помогают детям повысить собственную самооценку, «научив» своего сверстника. В организации такой работы проявляется коммуникативно - деятельностная направленность обучения.
Работа по дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.
По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы учащиеся могут работать над проектами, создавать презентации, писать рефераты и сообщения, проводить исследования. Необходимо побуждать учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.
Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии, ИЗО в начальном и среднем звене. А также такой урок, как «Индивидуальный проект» в старших. Все эти уроки проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над проектами, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций.
Поэтому необходимо расширять объём памяти, помогая накапливать различную информацию. Для этого при любой возможности нужно посещать музейные занятия по различным темам в школьном музее, устраивать детям виртуальные экскурсии по различным музеям области, страны. Желательно организовывать экскурсии в Саратов, с целью посещения музеев.
Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.
Любой ученик, какой бы он не был, одаренный или нет, способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению.
На мой взгляд, обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательного подхода – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. |