Пятница, 26.04.2024, 07:20 Приветствую Вас Гость

САЙТ ТГПР учителей физики и астрономии Советского района

Главная | Регистрация | Вход | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Круглый стол учителей физики и астрономии «Проектирование и исследование"

Организация работы с заданиями различной сложности на уроках физики.

Организация работы с заданиями различной сложности на уроках физики.

Смирнова Г.М.,

учитель физики

МБОУ "Лицей" р.п. Степное

 Физику изучает каждый ученик независимо от его наклонностей и увлечений. Физико-математическое образование - важный компонент образования человека, в какой бы области он ни работал. Организация обучения является необычайно сложной задачей потому, что учащиеся различаются не только наклонностями, но и знаниями, умственным развитием, работоспособностью, памятью и т. д. При ориентации на среднего ученика замедляется темп работы ученика с высоким умственным развитием, быстрой реакцией, направленным вниманием. В еще худшие условия мы ставим при этом слабых учащихся, которые не могут воспринимать материал, не рассчитанный на их способности и подготовку. Разрыв в способностях наиболее сильных и слабых учеников класса  может быть очень велик.

   Возникает ещё одна проблема, обучающиеся занимаясь в гуманитарных классах, выбирают физику для сдачи ЕГЭ. Поэтому теоретический материал по предмету в форме лекций  я даю одинаково  с полным разбором как для базового так и для профильного обучения, но требования знаний всего изученного в полном объёме предлагаются только для сдающих физику.  

 Во время урока каждую новую тему я рассматриваю не только как теоретический материал, но и применение новых физических утверждений к решению различных задач. Получить формулу какого-то процесса или закона- это как правило не основная цель урока. Главное рассмотреть, как она работает в зависимости от изменения её величин в задачах. В этом очень хорошо помогает виртуальная лаборатория «Живая физика», которая даёт возможность моделировать движение тел в различных средах, движение, вызванное взаимодействием объектов. Эта программа позволяет сделать более наглядными абстрактные идеи и теоретические построения. Кроме того, она позволяет представить учащимся «живую» схему задачи. Это удобно использовать при ответе на вопросы ЕГЭ . Например,  при изучении темы «Законы фотоэффекта». Изменяя параметры на экране и получая соответствующие изображения, учащиеся с помощью формул и законов учатся объяснять происходящее. За несколько минут урока с помощью компьютера обучающиеся выяснили, когда возникает фототок, от чего зависит его величина, как определить скорость электронов, как применить уравнение Эйнштейна к решению различных задач.  Рассмотрев процесс в действии, обучающиеся знакомятся с методикой решения задач по данной теме с помощью блок-схемы, в которой  рассмотрены различные алгоритмы решения задач  в зависимости от их условия. Блок- схемы  и физика в таблицах составлены по многим разделам физики  и распечатаны на каждый ученический стол. (Знакомство с материалом).  Учащиеся работают с этим материалом при решении тестов и таким образом заучивают его. Кроме этого по электростатике и по молекулярной физике существует краткое изложение                 конспектов, что позволяет обучающимся с хорошей зрительной памятью заучивать основные утверждения и формулы по данным разделам физики. Кроме этого в своей работе я часто использую при повторении тем конспекты на сайте    https://uchitel.pro и электронной книги Громцевой О.И. «Физика. ЕГЭ полный курс А,В,С».

    Самое главное не только рассмотреть новую тему на уроке, но и определить насколько хорошо обучающиеся её усвоили. По конспекту отчитываются все обучающиеся, затем решают задачи как правило 7-8 человек в одно время у доски, несколько человек решают тесты на своем месте. Решённые задачи обязательно анализируем.  Проблема в том, что некоторые обучающиеся не в полном объёме работают над заучиванием формул, теории, отсюда и решают задачи с трудом, но очень уверены в успешной сдаче экзамена. Например: плохо знали формулы обучающиеся 9Б (19 двоек), 9А (11 двоек), 10АФ/М(4двойки), 11АФ/М (4 двойки). Опрос проходил в начале III четверти прошлого учебного года, т.к. на каникулы было задано повторить формулы.  Через две недели был повторный опрос по формулам. В этом учебном году, т. к. год только начался, проходит отчёт в старших классах по отдельным разделам физики.

 Все формулы для каждого класса выставлены в домашнем задании школьного электронного дневника или отправлены на электронный адрес.

Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по физике начинается в десятом классе и продолжается в одиннадцатом. Подготовка проводится не только на занятиях платного курса, на уроках, но и дома. Две книги с тематическими тестами переведены мною в электронный вариант. По одной книге мы работаем в классе, а по другой, составленной на кафедре физики Государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина обучающиеся работают дома. Ответов к этой книге в интернете нет. Благодаря электронной почте и информационным носителям электронный вариант второй книги  у каждого ученика в компьютере. После прохождения каждой темы, обучающиеся сдают на проверку решённые тесты. Если встречаются какие-то затруднения в решении, то они обращаются ко мне за консультацией во время больших перемен или после уроков. Работают с данными тестами в обязательном порядке только те обучающиеся, которые сдают ЕГЭ по физике, остальные решают только задания упражнений учебника. Обучающиеся 10А класса ф/м профиля первый тест сдали мне, переписав одно решение всем классом. Им пришлось решать этот тест заново. Нежелание работать над своими успехами в усвоении предмета у некоторых учащихся наблюдается и сейчас. Мною были даны электронные адреса презентаций с решением задач по динамике, дома нужно было изучить. В классе у доски не все  смогли решить эти же задачи.

  Для выпускников 11 класса по всем темам собраны многие решённые задачи из раздела С. Обучающиеся знакомятся с ними дома. В прошлом году для обучающихся 9-х классов сложные решённые задачи я отправила на электронные адреса и выставила в электронный дневник. За каждую неделю они должны были рассмотреть 10 задач. Решать  эти задачи я предлагала некоторым обучающимся во время опроса по изучаемой теме.

  Кроме того обучающиеся 9 классов повторяли физику на основе дистанционного курса «Физика. 9 класс».  

  Физика – наука экспериментальная, ее всегда преподаю, сопровождая демонстрационным экспериментом. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. Невозможно показывать эксперименты, требующие сложного оборудования, которого просто нет в кабинете физики. В этом случае выручает компьютер. Например, невозможно показать атомы и молекулы в 10 классе, рентгеновское излучение в 11 классе из-за отсутствия приборов в физическом кабинете школы. Это приводит к тому, что некоторые ученики испытывают трудности в изучении физики, так как не в состоянии мысленно представить необходимые процессы и явления. Компьютерные программы позволяют создать модели физических явлений, изменить условия протекания процесса, изменяя тот или иной процесс. Электронные учебники для 10 и 11 классов содержат опыты, записанные в виде анимаций, например, процесс кипения жидкости или рождение электрического тока переменным магнитным полем. Это я использую во время урока.  Электронные образовательные ресурсы, размещённые в сети интернет на сайте «Класс!ная физика» очень удобны для использования не только во время урока, но и в домашних условиях для учащихся пропустивших урок. Там учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графиков, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Это  средство обучения предоставляет уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.  Обучающиеся знакомы с этими электронными ресурсами, но не всегда  все ими пользуются. 

 Непременное условие хороших знаний и прекрасных результатов экзамена – это постоянное стремление самого школьника к успеху во всём: в решении задачи, в изучении тем, в работе над тестами.

  В работе педагога мы не всегда в полной мере используем возможности школьного дневника: «Прикрепить файл». Очень удобно отправить текст задания для решения или конспект для изучения.

  

 

Категория: Круглый стол учителей физики и астрономии «Проектирование и исследование" | Добавил: hohlov (01.11.2019)
Просмотров: 180 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Мои статьи [13]
Конференция "ФГОС в действии" [5]
Круглый стол учителей физики и астрономии «Проектирование и исследование" [1]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz