Организация работы с заданиями различной сложности на уроках физики.
Смирнова Г.М.,
учитель физики
МБОУ "Лицей" р.п. Степное
Физику изучает каждый ученик независимо от его наклонностей и увлечений. Физико-математическое образование - важный компонент образования человека, в какой бы области он ни работал. Организация обучения является необычайно сложной задачей потому, что учащиеся различаются не только наклонностями, но и знаниями, умственным развитием, работоспособностью, памятью и т. д. При ориентации на среднего ученика замедляется темп работы ученика с высоким умственным развитием, быстрой реакцией, направленным вниманием. В еще худшие условия мы ставим при этом слабых учащихся, которые не могут воспринимать материал, не рассчитанный на их способности и подготовку. Разрыв в способностях наиболее сильных и слабых учеников класса может быть очень велик.
Возникает ещё одна проблема, обучающиеся занимаясь в гуманитарных классах, выбирают физику для сдачи ЕГЭ. Поэтому теоретический материал по предмету в форме лекций я даю одинаково с полным разбором как для базового так и для профильного обучения, но требования знаний всего изученного в полном объёме предлагаются только для сдающих физику.
Во время урока каждую новую тему я рассматриваю не только как теоретический материал, но и применение новых физических утверждений к решению различных задач. Получить формулу какого-то процесса или закона- это как правило не основная цель урока. Главное рассмотреть, как она работает в зависимости от изменения её величин в задачах. В этом очень хорошо помогает виртуальная лаборатория «Живая физика», которая даёт возможность моделировать движение тел в различных средах, движение, вызванное взаимодействием объектов. Эта программа позволяет сделать более наглядными абстрактные идеи и теоретические построения. Кроме того, она позволяет представить учащимся «живую» схему задачи. Это удобно использовать при ответе на вопросы ЕГЭ . Например, при изучении темы «Законы фотоэффекта». Изменяя параметры на экране и получая соответствующие изображения, учащиеся с помощью формул и законов учатся объяснять происходящее. За несколько минут урока с помощью компьютера обучающиеся выяснили, когда возникает фототок, от чего зависит его величина, как определить скорость электронов, как применить уравнение Эйнштейна к решению различных задач. Рассмотрев процесс в действии, обучающиеся знакомятся с методикой решения задач по данной теме с помощью блок-схемы, в которой рассмотрены различные алгоритмы решения задач в зависимости от их условия. Блок- схемы и физика в таблицах составлены по многим разделам физики и распечатаны на каждый ученический стол. (Знакомство с материалом). Учащиеся работают с этим материалом при решении тестов и таким образом заучивают его. Кроме этого по электростатике и по молекулярной физике существует краткое изложение конспектов, что позволяет обучающимся с хорошей зрительной памятью заучивать основные утверждения и формулы по данным разделам физики. Кроме этого в своей работе я часто использую при повторении тем конспекты на сайте https://uchitel.pro и электронной книги Громцевой О.И. «Физика. ЕГЭ полный курс А,В,С».
Самое главное не только рассмотреть новую тему на уроке, но и определить насколько хорошо обучающиеся её усвоили. По конспекту отчитываются все обучающиеся, затем решают задачи как правило 7-8 человек в одно время у доски, несколько человек решают тесты на своем месте. Решённые задачи обязательно анализируем. Проблема в том, что некоторые обучающиеся не в полном объёме работают над заучиванием формул, теории, отсюда и решают задачи с трудом, но очень уверены в успешной сдаче экзамена. Например: плохо знали формулы обучающиеся 9Б (19 двоек), 9А (11 двоек), 10АФ/М(4двойки), 11АФ/М (4 двойки). Опрос проходил в начале III четверти прошлого учебного года, т.к. на каникулы было задано повторить формулы. Через две недели был повторный опрос по формулам. В этом учебном году, т. к. год только начался, проходит отчёт в старших классах по отдельным разделам физики.
Все формулы для каждого класса выставлены в домашнем задании школьного электронного дневника или отправлены на электронный адрес.
Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по физике начинается в десятом классе и продолжается в одиннадцатом. Подготовка проводится не только на занятиях платного курса, на уроках, но и дома. Две книги с тематическими тестами переведены мною в электронный вариант. По одной книге мы работаем в классе, а по другой, составленной на кафедре физики Государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина обучающиеся работают дома. Ответов к этой книге в интернете нет. Благодаря электронной почте и информационным носителям электронный вариант второй книги у каждого ученика в компьютере. После прохождения каждой темы, обучающиеся сдают на проверку решённые тесты. Если встречаются какие-то затруднения в решении, то они обращаются ко мне за консультацией во время больших перемен или после уроков. Работают с данными тестами в обязательном порядке только те обучающиеся, которые сдают ЕГЭ по физике, остальные решают только задания упражнений учебника. Обучающиеся 10А класса ф/м профиля первый тест сдали мне, переписав одно решение всем классом. Им пришлось решать этот тест заново. Нежелание работать над своими успехами в усвоении предмета у некоторых учащихся наблюдается и сейчас. Мною были даны электронные адреса презентаций с решением задач по динамике, дома нужно было изучить. В классе у доски не все смогли решить эти же задачи.
Для выпускников 11 класса по всем темам собраны многие решённые задачи из раздела С. Обучающиеся знакомятся с ними дома. В прошлом году для обучающихся 9-х классов сложные решённые задачи я отправила на электронные адреса и выставила в электронный дневник. За каждую неделю они должны были рассмотреть 10 задач. Решать эти задачи я предлагала некоторым обучающимся во время опроса по изучаемой теме.
Кроме того обучающиеся 9 классов повторяли физику на основе дистанционного курса «Физика. 9 класс».
Физика – наука экспериментальная, ее всегда преподаю, сопровождая демонстрационным экспериментом. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. Невозможно показывать эксперименты, требующие сложного оборудования, которого просто нет в кабинете физики. В этом случае выручает компьютер. Например, невозможно показать атомы и молекулы в 10 классе, рентгеновское излучение в 11 классе из-за отсутствия приборов в физическом кабинете школы. Это приводит к тому, что некоторые ученики испытывают трудности в изучении физики, так как не в состоянии мысленно представить необходимые процессы и явления. Компьютерные программы позволяют создать модели физических явлений, изменить условия протекания процесса, изменяя тот или иной процесс. Электронные учебники для 10 и 11 классов содержат опыты, записанные в виде анимаций, например, процесс кипения жидкости или рождение электрического тока переменным магнитным полем. Это я использую во время урока. Электронные образовательные ресурсы, размещённые в сети интернет на сайте «Класс!ная физика» очень удобны для использования не только во время урока, но и в домашних условиях для учащихся пропустивших урок. Там учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графиков, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Это средство обучения предоставляет уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Обучающиеся знакомы с этими электронными ресурсами, но не всегда все ими пользуются.
Непременное условие хороших знаний и прекрасных результатов экзамена – это постоянное стремление самого школьника к успеху во всём: в решении задачи, в изучении тем, в работе над тестами.
В работе педагога мы не всегда в полной мере используем возможности школьного дневника: «Прикрепить файл». Очень удобно отправить текст задания для решения или конспект для изучения.
|