«Тест как средство контроля знаний и умений учащихся по физике»
Тема: «Тест как средство контроля знаний и умений учащихся по физике»
Тест (от английского слова test – проверка задания ) – это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, способностей, особенностей личности. Термин «умственный тест» придумал Кеттел в 1890 году. Начало развития современной тестологии – массового применения тестов на практике, связано с именем французского врача Бине.
Ключевым является слово «измерить», которое приписывает тесту свойства измерительного инструмента. Неслучайно наборы тестов, стали называть контрольно-измерительными материалами
Для организации и проведения тестовой проверки знаний необходимо выполнять следующие требования:
определить, что нужно выявить с помощью теста;
выделить критерии того, что выявляется, то есть выяснить целевое назначение теста, а также его трудность;
четко организовать условия работы учащихся, установить временные границы выполнения тестовых заданий, порядок сбора и обработки полученных данных;
сопоставить результаты тестирования и традиционных методов контроля знаний и в случае их расхождения не следует делать обобщающих и категорических выводов об умственных способностях учащихся.
тестовые задания снабжаются стандартной инсрукцией выполнения
В условиях ФГОС второго поколения моя методическая тета «Метод тестового контроля на уроках физики» еще более актуальна.
«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»
Д. А. Медведев (Из Послания Федеральному Собранию Российской Федерации)
В нашей школе обучается 189 учащихся из 4 населенных пунктов. При формировании старших классов приходится наполнять их детьми с низким качеством знаний. Как известно, на территории Российской Федерации в качестве итоговой проверки знаний принят ЕГЭ – единый государственной экзамен, который построен в виде тестов. Поэтому, чтобы дети были готовы к итоговой аттестации, тесты можно использовать в качестве объективных измерителей знаний.
ЕГЭ настраивает школьников на получение реальных знаний в школе;
подтверждает возможность объективной оценки подготовленности выпускников.
Цель опыта: Формирование у учащихся неформального подхода к изучению законов физики и умений связывать теоретические вопросы с практикой решения как физических, так и жизненных задач.
Задачи опыта:
рассмотреть сущность учебного навыка работы с тестами;
создать систему контрольно-обобщающих уроков;
научить учащихся работать с тестами;
привить интерес к физике и решению физических задач;
углубить и расширить знания учащихся по изучаемой теме;
развить творческие способности учащихся, с формировать у них интерес к познанию.
Актуальность и перспективность метода:
Традиционные способы контроля знаний имеют ряд недостатков:
субъективен;
временные затраты при контроле большой группы;
пассивное участие большинства учащихся – при устном опросе;
Преимущества тестового контроля:
объективность по отношению к учащимся;
оперативная обработка результатов;
возможность проверки большого количества учебной информации;
большая надежность метода при оценивании учащихся;
возможность оптимизации контроля за счет изменения числа заданий или шкалы оценок.
Ведущая педагогическая идея:
Посредством метода тестирования происходит:
формирование у учащихся неформального отношения к предмету;
развитие у учащихся информационных и коммуникативных компетенций;
обучение учащихся понимать условие задачи и готовности ее решить;
Критерии диагностических тестов:
действенность (валидность):
содержательная – соответствие содержания теста проверяемому содержанию;
уровневая – соответствие уровня задания проверяемому уровню;
надежность – устойчивость показателей при повторных измерениях с помощью того же теста;
дифференцированность – различная степень сложности заданий позволяет отделить тех, кто усвоил материал на заданном уровне, от тех, кто этого уровня не достиг;
системность – задания связаны общей структурой знаний, способствующей систематизации знаний
стандартизованность – наличие определенных норм выполнения для интерпретации результатов применительно к испытуемым из различных выборок (апробация теста)
При составлении тестовых заданий необходимо придерживаться следующих общих правил:
ответы должны быть содержательными, короткими однородными по форме;
правильные ответы должны размещаться в случайном порядке;
нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися;
неправильные ответы должны быть правдоподобными;
ответы на одни вопросы не должны быть подсказкой для ответов на другие;
формулировка заданий должна иметь однозначное толкование.
Виды тестов:
1). Задания в закрытой форме:
с выбором ответов;
альтернативные;
на классификацию;
на обнаружение правильной последовательности
2). Задания открытой формы:
в котором необходимо указать ответ;
в свободной форме
Новизна опыта состоит в разработках, позволяющих эффективно использовать тестирование в системе контроля знаний учащихся:
контрольно-измерительные материалы по всем разделам физики школы ;
дидактические тесты для всех классов по темам.
Результативность:
сформировано у учащихся неформальное отношение к предмету;
повышена мотивация к предмету;
у учащихся сформированы коммуникативные компетенции (ребенок понимает задание и умеет решать задачи)
Вывод:
Тесты могут быть использованы в любой школе для всех учащихся на любом этапе обучения.